Метод Шехтера

Этот метод основывается на том, что наша речь — не простое говорение вслух, а личное участие в той жизни, которая протекает в постоянных изменениях. Язык — это всего лишь средство для решения наших жизненных задач, а задачи эти решаем мы — люди. Поэтому на занятиях по эмоционально-смысловому методу мы не озабочены тем, что надо сделать с чужим языком, чтобы он стал доступен человеку, как вымучивают его традиционные методики, но тем, что надо сделать с человеком, чтобы он освоил язык. Мы не изменяем язык, мы осваиваем его сразу, таким, какой он есть, мы меняем человека, если так можно сказать.

В основе метода лежит порождение речи для выражения личных желаний и помыслов, а не воспроизведение и конструирование по образцам — это его главное отличие от всех других подходов…

Метод Шехтера эффективен, так как включает обучаемых в непосредственное общение для решения жизненных проблем, в условиях изменяющейся обстановки. В ходе занятий, решая жизненные проблемы, человек быстро овладевает чужим языком, потому что речь — не просто говорение вслух, а личное участие в той жизни, которая нас окружает.
Эмоционально-смысловой метод обеспечивает человеку свободу оставаться самим собой с присущими ему особенностями в сложных условиях межличностного общения, в том числе и на чужом языке.
Чужой язык не изучается, а осваивается, как когда-то осваивался родной.
Метод содействует развитию чувства собственного достоинства каждого обучающегося, укрепляет веру в собственные силы, создает радостное ощущение продвижения вперед вместе с другими при овладении чужим языком.

Для реализации этой задачи разработана специальная технология проведения занятий, использующая современные наиболее передовые взгляды психологии и социологии. Разработаны совершенно новые этапы обучения, в большей степени соответствующие естественным этапам развития языковых способностей человека…

На первом этапе главное — чтобы человек заговорил, мог выразить свою мысль понятно, пусть даже очень просто и не без ошибок. Это похоже на натуральный метод обучения посредством подражания, как дети осваивают родной язык. Отсутствие страха сделать ошибку снимает языковой барьер.

Для обеспечения порождения живой речи слушателям предъявляется языковой материал в виде осмысленных фраз… Для развития речи организуются этюды, как сценки, которые слушатели разыгрывают между собой. В этюдах задачи ставятся не учебные — вспомнить слова и фразы, а практические — купить билет, заказать такси, получить номер в гостинице, сделать заказ в ресторане.
Приобретая новый опыт общения в разных ситуациях, слушатели проживают эмоционально каждый рабочий момент. Свобода в выборе слов, полная импровизация, непринужденная и доброжелательная атмосфера, превращает занятия в общение с друзьями, с которыми хочется встречаться снова и снова.

На втором этапе идет знакомство с правилами грамматики и новыми темами. Здесь открывается возможность грамотно оформить свою речь.
На втором этапе ставятся задачи выразить свою мысль не только понятно, но и лексически разнообразно, грамматически правильно. На занятиях второго цикла слушатели обсуждают наболевшие темы, смотрят фильмы, дискутируют, спорят, защищают творческие проекты. Уровень владения устной речью на чужом языке поражает. Второй цикл не простой, но прорывный.

Третий этап — для тех, кому хочется уже легко общаться, и нужны приятные собеседники. На этом этапе мы учим самому важному, как нам кажется. Это речевые стратегии и средства воздействия в речи на иностранном языке. Это социальный курс, у слушателей формируется умение вырабатывать методы и приемы, необходимые для управления ситуацией так, как им надо, манипулировать собеседниками, воздействовать на обстоятельства.
На третьем этапе продолжается развитие функциональных возможностей языка в различных видах общения. На занятиях разгораются жаркие дискуссии на актуальные темы: свобода слова, карьера и ее совмещение с личной жизнью, тайны вселенной, преступления и наказания, будущее медицины, мужчины и женщины и др. Слушатели учатся доказывать свое мнение и убеждать других. Споры возникают в ходе конференций, круглых столов, форумов, интервью, а порой и в зале суда. На третьем цикле слушатели совершенствуют свои навыки публичного высказывания и учатся говорить, используя актуальную лексику, фразеологизмы, живые конструкции современного языка. Но среди этих серьезных дискуссий всегда остается время для творчества, например, для подготовки репортажа с места событий или публикации газеты или песни. И забывайте о массе позитивных эмоций от общения с новыми и интересными людьми…
Просмотр кинофильмов — это уникальная возможность приобщиться к культурным ценностям через эмоционально-личностное отношение к увиденному. На занятиях не просто есть возможность посмотреть оригинальные фильмы. Фильму предшествует серьезная предварительная работа с новыми, незнакомыми словами и выражениями, которые проживаются участниками просмотра в творческих заданиях…

http://shekhter-ya.narod.ru/