ТОП-200 лучших университетов мира 2010 по версии еженедельника The Times Higher Education

 16 сентября 2010

Первая десятка лучших вузов мира:

1. Гарвардский университет США
2. Калифорнийский технологический институт США
3. Массачусетский технологический институт США
4. Стэнфордский университет США
5. Принстонский университет США
6. Кембриджский университет Соединенное Королевство
7. Оксфордский университет Соединенное Королевство
8. Калифорнийский университет в Беркли США
9. Имперский колледж Лондона Соединенное Королевство
10. Йельский университет США

Полный рейтинг ТОП-200.

Отсутствие в рейтинге российских вузов, в том числе МГУ, занявшего 93-е место в свежем альтернативном рейтинге QS World University Rankings, прокомментировал «Ведомостям» редактор рейтинга университетов мира Times Higher Education Фил Бейти. «В начале года мне действительно довелось посетить Московский государственный университет. Я был поражен его зданиями и оборудованием. Я убедился, что в нем проводятся научные исследования мирового класса, ? сказал он. ? Однако в наш рейтинг включено только 200 лучших университетов мира, а это менее 1% мировых вузов. Конкурсный отбор является чрезвычайно жестким, ведь многие страны мира инвестируют значительные средства в исследования и высшее образование, расценивая их как ключевую движущую силу экономики».

По его словам, «МГУ лишь немного не хватило до попадания в топ-200». «Московский государственный университет получил очень высокую оценку за соотношение персонал/студенты, но этот показатель дал сравнительно небольшой вес в общем рейтинге, ? отметил Бейти. ? МГУ также имеет хорошие показатели академической репутации. Но мы сократили вес этого показателя в рейтинге, чтобы придать больший вес четким, объективным показателям».

В интервью «Ведомостям» редактор рейтинга успокоил россиян: «Хотя мы публикуем список только 200 ведущих университетов мира, наше приложение для iPhone включает данные о 400 вузах, там МГУ есть». При этом он добавил, что «в нижней части таблицы разрыв между вузами очень незначительный».

Неделей ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в интервью «Ведомостям» признавал, что для низких позиций российских вузов в международных рейтингах есть объективные основания. По его мнению, у нас все еще низки позиции в цитировании, потому что наши ученые, работая за рубежом, часто пишут свои имена под международными работами, не указывая страну и университет, который они представляют. У нас пока низки показатели по инновационным проектам. К тому же в наших вузах не принято интересоваться карьерой выпускника. Чтобы повысить международный престиж вузов, по словам Фурсенко, сейчас, в частности, разрабатывается проект о преподавании в ведущих отечественных вузах на английском языке.

Американские вузы впереди планеты всей

По версии рейтинга, опубликованного в британской The Times, входящей в империю News Corporation Руперта Мердока, пятерку ведущих университетов мира на 2010-2011 гг. составляют лишь американские вузы. На первом месте Гарвардский университет, на втором ? Калифорнийский технологический институт, на третьем ? Массачусетский технологический институт, на четвертом ? Стэнфордский университет, на пятом ? Принстонский университет.

В первую десятку попали лишь три британских вуза: Оксфорд и Кембридж разделили шестое место, Имперский колледж Лондона оказался на девятом. В первую двадцатку попал только один вуз, находящийся за пределами Северной Америки и Великобритании, ? Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе.

В топ-200 оказались 9 канадских вузов (самый лучший показатель у Торонтского университета ? 17-е место). Лидером среди азиатских стран по числу вузов в рейтинге впервые стал Китай, обогнавший Японию (Пекинский университет занял 37-е место).

Во всем виновата методология

Существующий с 2004 г. рейтинг Times Higher Education в этом году составлен на основе исследования, проведенного агентством Thomson Reuters, в ходе которого вузы оценивались по 13 показателям, объединенным в пять групп. Главный критерий в рейтинге ? цитируемость, вес которой составляет 32,5% (унифицированный показатель влиятельности исследовательской работы, один показатель). Менее значительна по весу(30%) научно-исследовательская работа (объем, доход и репутация, четыре показателя). Далее следует оценка преподавания (30%), учитывающая условия обучения (пять показателей); доля иностранных студентов и сотрудников вуза (15%, два показателя); доход от исследований по заказу коммерческих компаний (2,5%, один показатель).

Ведомости