— Чем ЕАСИ уже сейчас отличается от других вузов?
На сегодняшний день в Уральском федеральном округе Академия современного искусства — единственный муниципальный вуз, созданный за счет средств бюджета города. В ней дается специфическое высшее профессиональное образование, которое не копирует модели других, государственных университетов, а занимает собственную нишу. У Академии есть выраженное конкурентное преимущество в лице «родителей» — администрации города Екатеринбурга и Управления культуры. Это позволяет мобильно реагировать на актуальные нужды и более предметно выстраивать с ними партнерские отношения, готовить кадры для лучших учреждений культуры.
Также ЕАСИ выступает как центр волонтерского движения, привлекая не только своих, но и других студентов и жителей города для участия в самых разных проектах культурной жизни Екатеринбурга. Наиболее яркий и значимый проект, в котором участвуют наши волонтеры, — Ночь музеев.
— Вуз со своей спецификой наверняка и ребят ждет особенных. Можете составить некий «портрет абитуриента»?
Мы рассматриваем такую связку: детские школы искусств — гимназия «Арт-этюд» — Академия современного искусства. По большому счету наша целевая аудитория — это ребята, уже погруженные в сферу культуры, которые несколько лет живут «в контексте» и прошли полную программу обучения в области культуры и искусства. Это не значит, что мы не берем выпускников «обычных» школ, но при равенстве баллов на вступительных экзаменах будем отдавать предпочтение детям, имеющим творческое, креативное портфолио.
Еще надо понимать, что, если ребенок годами рисовал, и это желание со временем разрасталось и усиливалось, безусловно, ему после школы дорога в специализированный вуз. Мы же говорим о тех ребятах, которым самореализация полностью в творчестве, в узком виде не совсем интересна. Наш основной профиль — технология управления в сфере культуры, проектный менеджмент. Вот пример: у нас есть профиль, который называется «танец и современное пластическое искусство». Мы не готовим танцоров, хореографов, руководителей хореографических коллективов, для этого есть другие учреждения. Мы, скорее, готовим проектных менеджеров в области хореографии. И у нас в городе есть потребность в таких специалистах. Например, большой комплексный проект в системе художественного образования детей «Звездный дождь» — для его реализации требуются организаторы, менеджеры, 3D-моделлеры, копирайтеры, люди, которые готовы об этом писать и говорить, владея соответствующей терминологией, понимая суть всех процессов. Именно базовая подготовка позволит специалистам выйти на новый качественный уровень.
— Вы ведете какую-то разъясняющую работу с абитуриентами? Академия предоставляет довольно разнообразный выбор: управление в сфере культуры, о котором мы сейчас говорили, визуальные коммуникации, культурная журналистика, прикладная информатика… Как вчерашнему школьнику определиться с будущей специализацией?
Мы предлагаем программу для поступающих «Моя карьера — творчество», чтобы познакомить с профилями, которые у нас в академии есть. Некое введение в специальность, чтобы у абитуриента возникло осознанное решение о выборе профиля своей будущей профессиональной деятельности и о поступлении именно к нам. Я упоминал, что каждый абитуриент, предъявляя пакет документов в приемную комиссию, может сопроводить его портфолио, то есть представить уже имеющиеся достижения в сфере дополнительного художественного и музыкального образования, результаты своей творческой деятельности. Так вот, если это вызывает какие-то затруднения, то в рамках подготовительной программы мы ему с портфолио тоже поможем.
— Какие вступительные экзамены нужно сдать, чтобы к вам попасть?
На искусство и гуманитарные науки — русский язык, историю, обществознание; а для прикладной информатики — русский язык, математику, информатику.
— Как вы помогаете первокурсникам влиться в образовательный процесс?
Начало учебного года — это так называемый адаптационный период. Первые три недели вся жизнь академии будет подчинена тому, чтобы помочь первокурсникам адаптироваться, обеспечить плавный переход из школы в вуз. Мы предложим первокурсникам психологические и другие тренинги, направленные на объединение, знакомство друг с другом. Организуем погружение в культурную жизнь города: традиционные выходы в наши музеи, театры, библиотеки, знакомство с ними. Когда у первокурсников будет сформировано четкое представление об академии, об образовательном процессе — уже перейдем на постоянное расписание. К тому же с этого года мы предполагаем закрепление студентов старшего курса, прежде всего четверокурсников, выпускников академии, за студентами 1-го курса в качестве тьюторов-наставников. Это очень важный принцип последовательного решения как учебных, так и творческих проектных задач. Тьюторство будет на уровне консультации, обмена опытом. Такая коммуникация без участия преподавателей: один уже имеет определенный практический опыт, в том числе и обучения в академии, и участия в реализации творческих проектов, а другой только входит в этот процесс. Тьюторы будут выбираться из числа наиболее продвинутых, активных студентов, которые могут взять на себя такую дополнительную функцию.
— Можно ли совмещать работу и учебу? И помогаете ли вы с трудоустройством выпускникам?
В сегодняшних условиях сказать студенту «Нет, нельзя работать, главное — освоение образовательной программы» мы не можем, потому что это выполняет некую социальную функцию. Но наша задача в том, чтобы больше вовлекать и давать возможность студентам зарабатывать в процессе обучения через включение в сферу культуры, в те вещи, которые связаны с их будущей профессиональной деятельностью. Учитывая некую специфичность сферы культуры и тех видов учреждений, которые у нас сегодня есть, — музеи, театры, библиотеки, культурно-досуговые учреждения, — зачастую руководители не готовы брать молодого специалиста, потому что не понимают, чем он может быть полезен. Поэтому мы стремимся сделать так, чтобы выпускники выходили на рынок труда с готовыми и при этом актуальными проектами, идеями, разработками.
Можете привести примеры проектов, реализованных выпускниками Академии?
Самые яркие примеры на слуху. Книжный магазин «Иозеф Кнехт» создавала выпускница нашей академии. Или галерея «Свитер», активное участие по созданию и продвижению которой принимал наш выпускник.
— А есть примеры проектов в муниципальной сфере?
Вот очень яркий пример. Один из наших выпускников, Александр Кондратенко, прежде учился в гимназии «Арт-этюд» и занимался в школе искусств при гимназии и музыкой, и хореографией. И когда Александр учился в 11-м классе, то создал с единомышленниками проект «Кондрат-шоу». Это был прецедент для сферы культуры вообще и для художественного образования в частности, потому что был посвящен даже не выпускнику, а еще ученику. Очень яркому, творческому, который собрал вокруг себя ребят, и все были на сцене в самых разных проявлениях, а он солировал. Затем Александр пришел в академию, и здесь по его инициативе появился поддержанный директором «Арт-этюда» проект, который сегодня называется English for arts. Это фестиваль-конкурс английской песни. Выпускная квалификационная работа и фактически самостоятельный проект, который теперь делают вместе с ним выпускники гимназии и нашей академии.
— Расскажите о студентах платной формы обучения. Если их рвение, прилежание и творческое начало выше всяких похвал, академия может их поощрить, перевести на бюджет или предложить какой-то бонус?
У нас пока такой практики нет, потому что вообще мало студентов, обучающихся платно. Безусловно, если появляются, освобождаются бюджетные места, мы готовы в первую очередь предложить их нашим студентам. И в принципе предполагаем бонусы в процессе обучения, продвижения в сфере культуры, в тех или иных проектах. В будущем учебном году мы хотим выстроить целую систему бонусов по самым разным основаниям. Потому что нужно обязательно поддерживать инициативы.
— Какие еще новшества ждут студентов в будущем учебном году?
Самая главная новость: в Год культуры Академия современного искусства обретает свое собственное здание на бульваре Культуры, 3 / ул. Красных партизан, 9. Здание в стиле конструктивизма — кстати, принято решение придать ему статус памятника архитектуры и градостроительства муниципального значения. Это повлияет на всю жизнь академии, расширит ее возможности.
Для тех творческих ребят, кто хочет углубляться в какие-то определенные профили (заниматься фотографией, бальными танцами и так далее), в новом учебном году мы будем выстраивать факультет дополнительного образования со студиями по разным направлениям. И здесь мы хотим замкнуть систему бонусов таким образом, чтобы к концу обучения в ЕАСИ выпускник вместе с дипломом получал сертификат Управления культуры о том, что он освоил еще и дополнительный профиль.
К 1 июля завершится процесс реорганизации академии путем присоединения к ней центра культуры «Орджоникидзевский». Те клубные формирования, которые есть в центре культуры, готовы будут принять наших студентов. У нас появится свой музей, мы будем создавать малую академию искусств, у нас открылась своя галерея. В новых условиях у студентов будет больше возможностей заниматься спортом. Плюс организация питания — в новом пространстве есть возможность создания кафе. И из формальных новшеств — медицинский кабинет. Это ключевые моменты в этом году.
— Wi-Fi будет?
Да. На каком-то определенном этапе. Не могу гарантировать что к 1 сентября, но точно будет. Wi-Fi любое современное учреждение культуры не может не иметь, это неприлично.
— Граффити разрешите рисовать?
На стенах — нет (улыбается). В галерее — да.
— А в общаге?
У нас пока нет общежития. Через 2-3 года, пока весь комплекс зданий будет постепенно реконструироваться, мы сможем себе позволить маленькое общежитие для экспертов-мастеров, которых приглашаем, и для студентов из других регионов. Это очень важная вещь.
Автор: www.kulturmultur.com
Екатеринбургская академия современного искусства — ЕАСИ
1 073
|