Выбор профессии в юные годы – это получение кота в мешке. Не приходилось ли вам когда-нибудь, сидя на работе, подумать: «А не заключил ли я сделку с Дьяволом, когда получал этот чёртов диплом» Людей, неудовлетворённых своей работой, довольно много. Имея высшее образование и, может быть, неплохой заработок, они чувствуют себя глубоко несчастными. Такая же участь может ждать наших детей.
Всеобщий ажиотаж вокруг высшего образования в наши дни ставит под угрозу счастье многих людей, которые ещё только начинают свой путь во взрослую жизнь. Большая ошибка огромного количества людей состоит в том, что они считают, как это сейчас модно, что достаточно получить «корочки», а всё остальное приложится. Возможно, иногда это действительно бывает так, но, в основном, если руководствоваться этим правилом, в результате мы получаем лишь стрессы, неудовлетворённость, а то и вовсе разрушенную жизнь. Эта статья не о профориентации, а о том, какая это страшная ошибка – столь несерьёзно относиться к своему будущему.
Кем быть?
Начнём с того, что совершенно ясно: подавляющее большинство подростков в свои школьные годы не имеют понятия, кем бы они хотели стать в будущем, а интерес к некоторым отдельным предметам вовсе не говорит о призвании. Дело осложняется тем, что дети не имеют практического опыта ни в какой профессии, и могут судить обо всех профессиях лишь поверхностно, а общие школьные знания совершенно невозможно применить на практике в реальной жизни. Вообще, проблема образования заключается в том, что оно даёт абстрактные знания определённых дисциплин, но всегда остаётся бесконечно далеко от реальной жизни и естественных потребностей человека в благоустройстве своей жизни. Оно так же не берёт во внимание ни творческий потенциал ребёнка, ни его индивидуальные качества. Это вовсе не говорит о том, что знания, получаемые в школе, излишни, — вовсе нет! – они просто недостаточны. И если школьное образование в данном случае не может решить вопрос относительно будущего своих воспитанников, то ответственность за это будущее ложится на родителей и самих детей. И для решения этого вопроса необходимо понимать несколько важных вещей.
Как быть?
Задаваясь вопросом «Кем быть?» мы редко думаем о другом, не менее важном вопросе: «Как быть?». Выбор профессии в юные годы – это, в сущности, получение кота в мешке. И если ребенку нравится биология, это вовсе не означает, что он сможет работать биологом. Между понятием профессии, её общей направленности и реальным осуществлением своих профессиональных обязанностей зачастую лежит огромная пропасть. Мало кто из детей задумывается о том, как, в каких условиях и по какому графику он будет работать в будущем. Зачастую советы взрослых и учителей сводятся к тому, что выбор должен падать на то, что более интересно и что лучше всего получается, к чему есть способности. Однако, никто не учитывает более важную вещь: индивидуальность. Есть люди спокойные и усидчивые, которых хлебом ни корми, а дай выполнить какое-нибудь рутинное задание. Есть люди активные, не способные долго сидеть на месте и заниматься одним и тем же делом. Не стоит отмахиваться от особенностей ребенка, списывая это на его возраст, так как эти особенности обоснованы строением его нервной системы, его психики. Например, как бы человек ни любил числа и таблицы, он не сможет работать бухгалтером, если не обладает неподходящим для такой работы характером. Если человека наполняет жажда действий и море идей, а ему приходится изо дня в день выполнять скучные и однообразные задания, он скоро зачахнет. И напротив, если человеку нравится изо дня в день выполнять пусть и похожие друг на друга, но приятные задания, сидя в тёплом офисе среди дружелюбных коллег, а его постоянно отправляют то в командировки, то на презентации, подвергая волнениям и стрессам, он вскоре начнёт проклинать тот день, когда устроился на такую работу. Есть люди, которые ненавидят жизнь по расписанию, им невыносима сама мысль, что каждый день их похож на предыдущий, и в этом тоже нет ничего страшного, каждый из нас уникален, и каждому в этом мире должно быть отведено своё место. Поэтому первое, о чем должен задуматься человек, выбирая будущую профессию, это то, как он будет работать. В офисе, или дома, или даже на природе? Будет он всегда находиться на одном месте или в разъездах? Придётся ли ему общаться с людьми, или он будет работать преимущественно в одиночестве? Каким будет его график: сменный, или свободный, или ему придётся строго высиживать на работе с 9 до 18 пять дней в неделю? Готов ли он к такому распорядку своих дней? Нужно всегда помнить: любая работа проходит в определённых условиях. И эти условия всегда определяют то, будете ли вы удовлетворены своей профессией и своей жизнью.
Что дальше?
Вопреки распространенному мнению, что с дипломом возможно всё, высшее образование, в основном, дает узкую специализацию. И это надо понимать. Диплом, который у многих ассоциируется с пропуском в беззаботное будущее, на деле является лишь подтверждением ваших знаний в одной конкретной области, и не более того. Святой грааль превращается в мираж.
Всякий работодатель склонен требовать от соискателя подтверждения знаний в своей области, а не просто «корочки». Таким образом, предположение о том, что главное получить диплом, а с ним можно будет найти любую работу по душе, в корне неверно. Если через какое-то время человеку станет по душе психология или редактирование, никто не возьмёт его на работу, если всё, что он сможет предложить помимо своего энтузиазма, это диплом инженера или юриста. Получив высшее образование, человек будет иметь весьма ограниченный круг возможностей и, если работа не придётся ему по вкусу, в результате сменит её, скорее всего, на такую, где и вообще зачастую не нужен диплом. Важно знать, что получая высшее образование, вы получаете навыки какого-то ремесла. Когда-то давно люди шли в ученики к кузнецу или ремесленнику, а сейчас они идут в институты, суть же от этого практически не изменилась.
Нечестный обмен
Зачастую люди полагают, что после получения высшего образования они легко смогут переучиться на кого угодно. Начнём с того, что подобный ход мыслей сам по себе выглядит абсурдно. Неужели не смешно, что человек готов выкинуть из жизни шесть лет, заведомо зная, что все вложенные в это дело силы и время, будут выброшены на свалку? Это бессмысленно. Но главный вопрос в другом: так ли вы уверены в своём будущем, чтобы заглядывать на столько лет вперёд?
Окончить курсы не составляет огромного труда, но, как показывает практика, зачастую курсов бывает недостаточно, а некоторым специальностям и вовсе нельзя обучиться на курсах – только поучить второе высшее образование. Вы готовы к ещё одному забегу в пять лет и, возможно даже, к ещё одному коту в мешке? Если вы уже работаете, то получить второе высшее образование будет весьма не просто, впрочем, как и закончить какие-нибудь действительно серьёзные длительные курсы. Вот проблемы, с которыми вы можете столкнуться, если только не обладает гиперреактивностью, отменным здоровьем и сверхъестественной целеустремлённостью: для учёбы нужно много времени, которого взрослому человеку подчас совершенно не хватает; нужно располагать физическими и душевными силами; необходимо проявлять недюжинную целеустремлённость; для обучения потребуется немало денег; ваша стрессоустойчивость должна быть на высоте. Большинство людей, которые возвращаются с нелюбимой работы домой, чувствуют себя подавленными и опустошёнными, кроме того, из-за постоянного нервного напряжения и неудовлетворённости своей жизнью многие обретают психологические проблемы и даже соматические расстройства. Бывает так, что найти в себе силы ехать вечером на занятия или сидеть допоздна за учебниками бывает практически невозможно. Вместе со взрослой жизнью приходит усталость, оттого многие люди по вечерам предпочитают отдыхать перед телевизором, а не покорять новые вершины. Кроме того, помимо работы, непременно появится масса других забот, и не факт, что вы когда-нибудь всё-таки решитесь на такой подвиг, как второе высшее образование. Человеку, ещё не вошедшему в эту взрослую, полную бытовых проблем, жизнь, не совсем понятны эти слова. Большинство вещей, пока мы с ними не столкнёмся лицом к лицу, кажутся нам гораздо проще, чем они есть на самом деле. И ещё: пока вы переучиваетесь, готовы ли вы терпеть ненавистную работу?
Бросай всё, и беги
В нашем обществе, где жизнь, по какому-то неписанному закону, должна как будто развиваться линейно, принято следовать определённому плану. Так, если ребёнок не поступил в университет сразу после школы, скорее всего, все сочтут его неудачником или несчастным малым, а родителям будет стыдно за своё нерадивое чадо. Подгоняемый столь суровыми правилами и чувством долга, ребёнок кидается на то, что для него доступно в данный момент. Он не размышляет над происходящим, он только выполняет план, за который потом ему нужно будет отчитаться. Не глупо ли?
Правда заключается в том, что диплом по умолчанию ставится конечной целью. Эта идея прочно застряла в голове современного человека. На самом же деле диплом – это только средство. Вот какое правило следовало бы усвоить как самим детям, так и их родителям и учителям. Нет никакой логики в том, чтобы сперва получать образование, а потом разбираться со своей жизнью. Образование должно служить лишь дорогой к цели, а не конечным пунктом. Так, человек, нашедший своё призвание в изобразительном искусстве или в поварском деле, поступает в Академию художеств или в кулинарный техникум, чтобы усовершенствовать свои навыки. А вовсе не отучивается шесть лет на инженера, чтобы потом найти своё призвание совершенно в другой области и жалеть о потраченных впустую годах своей жизни. Нередки случаи, когда люди, делая перерывы между школьной и студенческой скамьями, или переводясь на другие факультеты во время учёбы, находили свой путь в жизни и добивались успехов, занимаясь тем делом, которое приносило им удовольствие. Нередко так же, что для этого вообще не требовалось высшего образования.
Бежать, сломя голову, подавать документы в ВУЗ, выбранный родителями, или по принципу, что главное получить хоть какое-то образование, не самая лучшая затея. Увы, многие не понимают этого и не дают ни себе, ни своим детям шанса определиться в жизни.
Что делать?
Всё, что было сказано выше, предназначено вовсе не для того, чтобы принизить ценность образования. Всё, что было сказано выше, призвано помочь людям взглянуть на проблемы образования, работы и поиска своей цели в жизни более трезво, без ярлыков и предубеждений. Очень часто приходится сталкиваться с жалобами людей: «Я ненавижу свою работу, и не знаю, как мне быть дальше», «Родители заставляли меня учиться, но теперь я не хочу работать по полученной специальности, что мне делать?», «У меня есть диплом, и мне нравилось учиться, но я полностью разочаровался в своей работе уже через полгода», «Подскажите, на кого лучше пойти учиться?», «Как сменить работу, ведь я больше ничего не умею?». Все эти вопросы, которыми пестрит глобальная сеть, наводят тоску. Людям сложно состояться в жизни и добиться успехов из-за тех ошибок, которые они когда-то совершили или которые собираются совершить.
Неготовность к выбору пути, ограниченность возможностей, давление извне, отсутствие реалистического представления о будущей работе, необходимость подавлять свою индивидуальность – всё это приводит к таким ошибкам, столь катастрофическим, что они способны разрушить всю жизнь.
Каждый из нас может защитить своего ребёнка. Уделяйте больше внимания его увлечениям, склонностям и способностям, помогайте ему развивать их. Рассказывайте ему о существующих профессиях и непосредственных обязанностях работника в той или иной сфере. Дайте ему представление о взрослой жизни, опишите возможности различных профессий, их плюсы и минусы. Не торопите ребёнка с выбором, набрасываясь на него в последней четверти выпускного года. Поговорите с ним заранее. Если вы чувствуете, что ребёнок хочет учиться, но пока не определился, на кого, позвольте ему взять передышку. Не переоценивайте высшее образование. Не убеждайте детей в том, что потом, когда они станут взрослыми, они с лёгкостью могут всё изменить. Расскажите о трудностях, с которыми они могут столкнуться. Не навязывайте детям своего мнения по поводу тех или иных профессий. Оградите своего ребёнка от того возможного рабства, в которое он может попасть. Не бросайте его на произвол судьбы, успокоенные тем, что у него есть «корочки» и никто не назовёт его неучем.
Отношение, с которым в наше время дети подходят к выбору своей будущей специальности, удручает. Они как будто пишут очередную контрольную, чтобы им поставили необходимую для зачёта оценку и наконец оставили их в покое. Люди, получившие диплом таким образом, наверное, действительно заключают сделку с каким-то невидимым демоном, который за эту заветную бумажку всю оставшуюся жизнь будет выпивать из них кровь, если только они не найдут в себе силы и возможности что-то изменить. И система образования, и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы спасти детей от бессмысленного прыжка в бездну. Жизнь даруется человек только один раз, и каждый новый день в ней должен приносить радость, а не разочарование. Подумайте о своём будущем сейчас – и потом оно отблагодарит вас за это внимание.