Как определить степень профессионализма репетитора и выявить того, кто действительно поможет поступить в университет? Свои критерии раскрыла для читателей журнала «Куда пойти учиться» Марина Алексеева, преподаватель МГУ, основатель Клуба репетиторов (проект выпускников МГУ).
1. Хороший репетитор всегда очень загружен — преподаванием, студентами, репетиторством.
Если он говорит, что готов заниматься с абитуриентом в любое время и в любом месте, – стоит усомниться в его востребованности.
2. Опытный репетитор никогда не согласится взять любого ученика до того, как встретится с ним.
Только личная встреча может соотнести уровень его знаний и способностей с поставленной задачей.
3. Надежного репетитора отличает его карьера: он работает преподавателем вуза и дорожит своей репутацией.
Поэтому он не будет бравировать тем, что имеет доступ к билетам для вступительных экзаменов и давать гарантии, что абитуриент поступит (если, конечно, вы намеренно не ищете репетитора, который «протолкнет» своего ученика в нужный вуз).
4. Желательно удостовериться в честности репетитора и выяснить, действительно ли он работает в вузе.
Иногда репетиторы лукавят: например, он поработал в вузе полгода или ушел оттуда 10 лет назад, но представляется нынешним сотрудником. Проверить это легко. Свяжитесь с кафедрой, на которой он преподает.
5. У преподавателя вуза всегда есть преимущество перед частным репетитором, особенно, когда речь идет о ведущих престижных институтах.
Преподаватель знаком с требованиями, которые предъявляются в этом вузе на вступительных экзаменах.
6. У успешного репетитора есть рекомендатели — родители учеников или студенты, которым он помог подготовиться к вступительным экзаменам, и чьи контакты он не побоится дать по вашему запросу.
Можно связаться с рекомендателями и расспросить их о репетиторе.
7. Сильный репетитор критикует своего ученика и дает ему сложные задания, на один-два шага опережающие его уровень.
Особенно это касается иностранных языков, математики, физики.
8. Настоящий репетитор всегда дает домашние задания, причем объемные, требующие анализа и размышлений.
Ученик должен тянуться вверх, а если он легко справляется со всеми заданиями, значит, они слабые, и он быстро потеряет интерес.
9. Ответственный репетитор должен быть в контакте с родителями, звонить им, давать обратную связь, обсуждать, что происходит.
Если репетитор через 4–5 занятий сообщает родителям, что не сможет дальше готовить ученика, так как тот не выполняет домашние задания, нужно не обижаться на него, а постараться повлиять на ребенка.
10. Для эффективных занятий нужен психологический контакт между преподавателем и учеником.
На первом занятии далеко не всегда понятно, возникнет он или нет. Как правило, если хороший преподаватель видит, что именно он не может хорошо подготовить этого ученика, он откажется от репетиторства.
Катерина Печуричко,