Иностранные языки

Английский язык (308)Немецкий язык (41)Французский язык (35)Итальянский язык (19)Испанский язык (17)Китайский язык (12)Чешский язык (8)Японский язык (3)Греческий язык (1)Иврит (1)Арабский язык (1)

Общеобразовательные предметы

Математика (158)Русский язык (133)Обществознание (60)Химия (52)Физика (50)История (40)Алгебра (40)Геометрия (37)Литература (32)Биология (30)Информатика (27)Музыка (26)Правоведение (10)Черчение (9)Рисунок (9)Экономика (5)География (4)

Образовательные услуги

Начальная школа (37)Подготовка к школе (15)Вокал (15)Переводчик (7)Детский психолог (3)Логопед (2)Танцы (1)

Другие предметы

Контрольные, Курсовые, Диплом (13)Логика (5)Дизайн (4)Архитектура (1)

Репетитор: рекомендации по использованию

Для начала стоит определиться, кто вам нужен: специалист или педагог. Если речь идет о старших классах специализированной школы или о профильных предметах вуза, то главным критерием выбора является образование репетитора. Например, сильнейшие математические вузы — это МГУ (факультеты механико-математический, физический, Вычислительной математики и кибернетики), МФТИ, МГТУ им. Баумана. Опыт работы, научная степень репетитора также важны. Если вам нужно подтянуть запущенный в школе непрофильный предмет, то лучше искать преподавателя, в первую очередь умеющего доступно объяснять материал. С детьми лучше работать профессиональным педагогам. Искать репетитора можно по рекомендации знакомых, в интернете, в газете по объявлению. Если вы готовитесь к поступлению в конкретный вуз, то эффективнее будет посещать подготовительные курсы при этом институте и/ или заниматься с репетитором, преподающим там. Это общие моменты. Теперь мне хотелось бы рассмотретьнекоторые типичные проблемы, возникающие в процессе обучения.

 

1. «Вы очень хорошо объясняете, просто я медленно понимаю.» Возможно ли такое? Нет, ни в коем случае! Несомненно, репетитор обладает нужными знаниями. И он способен их изложить каким-то образом. Цель урока — сделать так, чтобы именно вы поняли, о чем идет речь. Иначе зачем нужны такие занятия? Вы выбираете репетитора, вы платите ему деньги, вы тратите время и силы. В результате именно с вами должны произойти изменения. Комплексы и размышления о собственных способностях тут неуместны — вы в любом случае должны понять материал.

 

2. Говорите «я не понял». Но вот вы нашли репетитора, он вам нравится, а понимания нет. Почему, в чем проблема? Люди не умеют читать мысли других, это аксиома. Поэтому чем сознательнее вы участвуете в процессе, тем лучше будет результат. Если вам что-то непонятно — говорите. Говорите сразу, не мучайтесь, не тяните. Тогда преподаватель сможет повторить, рассказать по-другому, привести примеры. Часто сталкиваюсь с тем, что именно я угадываю непонимание ученика. По выражению лица, неуверенным междометиям. Значит, он слушает меня уже некоторое время и не понимает. Тратятся его время и средства, а он молчит. Зачем?

 

3. Работайте в своем ритме. Часто ученики не останавливают педагога вот по какой причине: сначала они всё понимают, потом понимание уменьшается, в голове возникает «туман». Неясность нарастает, человек пытается осмысливать предыдущее и одновременно слушать следующее, и в итоге совершенно теряется. И мы возвращаемся к начальной точке — к месту, где неясность только возникла. Непонимание редко выглядит как резкое затмение после полной ясности. Обычно вы перестаёте понимать по чуть-чуть. Или понимаете, но не успеваете уложить материал в голове. В таком случае говорите репетитору «стоп»! Говорите, как есть: что вы, кажется, понимаете, но хотели бы поподробнее, что вам нужно время. Попросите преподавателя замедлить изложение. Или вообще возьмите паузу на1-2 минуты и подумайте сами в тишине. Частные занятия предполагают полную подстройку изложения под вас, поэтому, чем больше вы говорите о своих потребностях, тем лучше идёт процесс.

Еще совет: допустим, вы что-то недопоняли; попросили повторить, привести примеры, сами подумали несколько минут. Теперь расскажите преподавателю, как вы поняли. «Правильно ли я понимаю, что …?» Таким образом поддерживается контакт учителя с учеником.

 

4. Берите ответственность на себя, но доверяйте преподавателю. За свои результаты отвечаете вы. Ведь это именно вам надо будет сдавать экзамены, писать контрольные, исправлять оценки. Репетитор только помогает вам. Прибегая к его помощи, помните, что все в ваших руках. Не давите на педагога, требуя, чтобы он объяснял только то, что кажется вам непосредственно нужным. Если он считает необходимым изучить дополнительные темы, доверьтесь ему. Именно по этой причине занятия со взрослыми отличаются от занятий со школьниками. Взрослые — менее послушные ученики, больше требуют, иногда давят, сопротивляются новым темам, по их мнению, ненужным. Но они отвечают за себя и постоянно оценивают, как будут применять полученные знания, достаточно ли их, что еще надо изучить. Обратная ситуация возникает с учениками, которых вынуждают заниматься родители. Они покорны, слушают все, что им говорят, не противоречат, но перекладывают всю ответственность за результат на педагога.

 

5. Уважение не означает молчание. Замечаю, что у многих людей происходит в голове смешение понятий (на мой взгляд). Учителя надо уважать, ценить его интеллект — это совершенно правильно. Но это относится к личному общению. В обучающем процессе ученик — главный человек, потому что конечной целью является понимание им предмета. Любые вопросы и уточнения по теме занятия, просьбы повторить или решить определенный пример приветствуются. Могу сказать про себя: я готовлюсь ко всем занятиям, думаю о каждом ученике, прихожу на занятие и пытаюсь полностью сконцентрироваться на человеке, чтобы донести ему знания в нужной форме. Стеснение, боязнь спросить или проявиться создает между нами преграду, которую мне же надо преодолевать. Не стесняйтесь говорить: это не обидит, а, наоборот, порадует учителя!

 

6. Репетитор вам не подходит, если: 1) ваши знания не увеличиваются; 2) на занятиях вы чувствуете себя скованно, боитесь говорить; 3) преподаватель подавляет вас своим интеллектом. Отказывайтесь. Обычно 2-3 занятия хватает, чтобы понять, подходите ли вы друг другу. Сразу отказываться не стоит — какое-то время нужно, чтобы наладить взаимопонимание. Если вы откажетесь сразу, то, не исключено, что пройдете этот путь с начала с другим преподавателем. Но если прошло 3-4 занятия, а у вас до сих пор нет результата, лучше отказаться. Это не обидно. Универсальных учителей крайне мало. Возможно, репетитор не подходит вам, зато кому-то другому он будет идеален. Отказывайтесь корректно и заранее, чтобы репетитор мог изменить свои планы. У меня были ситуации, когда отказывались от занятий со мной, и когда я отказывалась от учеников. В итоге я находила людей, с которыми лучше взаимодействую. Надеюсь, что мои несостоявшиеся ученики тоже нашли для себя более подходящих преподавателей.

Любецкая Елена Васильевна

www.repetit.ru