Иностранные языки

Английский язык (308)Немецкий язык (41)Французский язык (35)Итальянский язык (19)Испанский язык (17)Китайский язык (12)Чешский язык (8)Японский язык (3)Греческий язык (1)Иврит (1)Арабский язык (1)

Общеобразовательные предметы

Математика (158)Русский язык (133)Обществознание (60)Химия (52)Физика (50)История (40)Алгебра (40)Геометрия (37)Литература (32)Биология (30)Информатика (27)Музыка (26)Правоведение (10)Черчение (9)Рисунок (9)Экономика (5)География (4)

Образовательные услуги

Начальная школа (37)Подготовка к школе (15)Вокал (15)Переводчик (7)Детский психолог (3)Логопед (2)Танцы (1)

Другие предметы

Контрольные, Курсовые, Диплом (13)Логика (5)Дизайн (4)Архитектура (1)

Репетитор должен стоить дорого

Репетиторство в России существовало во все времена. В классической литературе создана целая галерея частных учителей — от глуповатых наставников фонвизинского Митрофанушки до Родиона Раскольникова и Евгения Базарова, зарабатывающих благородным трудом — частными уроками.

Традицию не смогла сломить даже советская школа, пропагандирующая лозунг ?Все ученики должны быть равны?. На деле же всегда находились отстающие дети, которым занятия в классе впрок не шли, и, наоборот, ребята с опережающим развитием, которые хотели знать больше. Без дополнительных занятий ни тем ни другим было не обойтись. Сейчас институт репетиторства переживает нелегкие времена. Главные враги учителей  экономический кризис и ЕГЭ. В подробности Часкор посвятила репетитор по русскому языку кандидат педагогических наук Евгения Мартынова.

 В последние 10 лет на услуги репетиров держался стабильный спрос, в их полку постоянно прибывало. Это было связано с особенностями рынка образования.

С середины 90-х в десятки раз увеличилось число людей, желающих получить высшее образование. Рабочие специальности вышли из моды, и все родители желали впихнуть свое чадо, даже если оно больше хотело жениться, чем учиться, в какой-нибудь вуз.

При этом разрыв между институтской и школьной программой был колоссальный. И чем авторитетней вуз, тем этот разрыв больше. Одна из причин заключалась в том, что институты быстро впитывали информацию из западных источников, в то время как школа менялась медленнее. Многие учителя просто не успевали скорректировать свои программы в ключе вновь открывшихся фактов. В результате поступить в вуз без дополнительных платных уроков было просто невозможно.

ЕГЭ был призван эту пропасть ликвидировать, насильственным образом уравняв требования школы и вуза. Необходимость в репетиторах, способных объяснить глубинные закономерности того или иного явления, разложить программу по полочкам, отпала. Стал расти спрос на тех, кто мог быстро и без труда научить решать тесты. На рынок хлынула масса шарлатанов, не имеющих не только педагогического, даже законченного высшего образования. Всё, что они умели, ? с помощью решебников натаскать ученика на тесты. Причем услуги недоучек стоили значительно дешевле репетиторов, большая часть которых имеет научную степень.

 И что, репетиторы уходят с рынка?

 Я уверена, что нет. Не так давно в прессе появилась информация о том, что 24 вуза смогли отстоять свое право не зачислять абитуриентов только на основании результатов ЕГЭ. Они сохранят контроль над приемной кампанией. Причем это не какие-нибудь захудалые вузы. В МГУ, СПбГУ, Высшую школу экономики, Юридическую академию по-прежнему не поступить без помощи репетитора. На мой взгляд, это наиболее сокрушительный удар, нанесенный системе уравниловки, именуемой ?Единый госэкзамен?.

 А как насчет экономического кризиса? Цены на услуги репетиторов поползут вниз?

 Репетиторство — это ведь тоже рынок. Если нашим клиентам нечем платить, мы начнем снижать цены. Но незначительно. Понимаете, услуги домашнего учителя должны стоить дорого. Это закон, заложенный самой сутью профессии.

Во-первых, если ты платишь за занятия весомую сумму, ты сам заинтересован извлекать из них максимум. Если ребенок уже взрослый, он это поймет, если маленький ? ему объяснят родители.

Во-вторых, репетитор должен хорошо получать, чтобы выглядеть в глазах ученика успешным человеком. Уже стало притчей во языцех, что дети не уважают нищих, вечно усталых школьных учителей. Оно и понятно. Настоящим наставником может стать только тот человек, глядя на которого появляется желание быть похожим на него. Это настоящий профессионал, который умеет применять свои знания не только в теории, но и на практике. Когда преподаватель экономики рассказывает, какие ошибки в бизнес-схемах допускают предприятия и как их избежать, а сам ходит в костюме 60 года выпуска и ездит в институт на метро ? это абсурд.

 Сейчас в Сети появилось огромное количество сайтов, предлагающих помощь в поиске репетитора. Как относиться к таким посредникам?

 Репетитора от Бога через посредника не найти. Как и в любой профессии, у наиболее талантливых учителей есть имя, репутация. Ученики передают их контакты из рук в руки, и ни в каких посредниках такие специалисты, конечно, не нуждаются. Строго говоря, основной контингент таких сайтов — все-таки начинающие ребята. Как сейчас модно говорить, no name.

Но стоит понимать, что, нанимая педагога, вы в любом случае покупаете кота в мешке. Никогда нельзя заранее сказать, какой учитель подойдет именно вашему ребенку. Скажем, есть дети, которые занимаются только из-под палки. Они должны бояться голоса педагога, его строгости, требовательности. Иначе ничего не выйдет. А другим страх мешает думать. Учитель, который давит авторитетом и интеллектом, делает ребят немыми. Ребенок боится задать вопрос, боится обратиться с просьбой, и занятия с репетитором перестают отличаться от уроков в переполненном классе.

Более того, я знаю примеры, когда всеми уважаемые репетиторы не могли совладать с маленькими клиентами ? не хватало психологических сил. А вчерашний аспирант щелкал таких ребят как орешки. Самое главное, чтобы репетитор нашел подход к ребенку, а всё остальное приложится.

 И всё же как понять, подходит ли репетитор или нет?

 Учитель должен уметь слушать, вести диалог, должен логично и доступно излагать сложнейший материал, постоянно пополнять багаж знаний, собирать новую информацию по своей области, осмысливать, перерабатывать ее.

Но лучший способ понять, подходит ли вам репетитор, — сходить на 2-3 занятия и посмотреть на результат. Если вы стали знать больше, значит учитель у вас замечательный.

Дарья Окунева, Частный корреспондент