Иностранные языки

Английский язык (307)Немецкий язык (40)Французский язык (35)Итальянский язык (19)Испанский язык (17)Китайский язык (12)Чешский язык (8)Японский язык (3)Греческий язык (1)Иврит (1)Арабский язык (1)

Общеобразовательные предметы

Математика (158)Русский язык (133)Обществознание (60)Химия (52)Физика (50)История (40)Алгебра (40)Геометрия (37)Литература (32)Биология (30)Информатика (27)Музыка (26)Правоведение (10)Черчение (9)Рисунок (9)Экономика (5)География (4)

Образовательные услуги

Начальная школа (37)Подготовка к школе (15)Вокал (15)Переводчик (7)Детский психолог (3)Логопед (2)Танцы (1)

Другие предметы

Контрольные, Курсовые, Диплом (13)Логика (5)Дизайн (4)Архитектура (1)

Как выбрать хорошего репетитора

Как выбрать репетитора, чтобы не было обидно за бесцельно потраченные деньги и безвозвратно упущенное время?

Хороший педагог не берется за заранее невыполнимые задачи ? например, за две недели до начала экзаменов подготовить к поступлению ученика с практически нулевым начальным уровнем знаний. Так что наши советы, скорее, предназначены для тех предусмотрительных людей, кто планирует долгосрочную подготовку прямо с сентября.

(В случае недостатка денег на занятия в течение всего учебного года можно приступить к занятиям с января — но уже в более напряженном режиме. Такой вариант могут выбрать и те, кто поступает второй год подряд, при этом первую половину учебного года лучше не терять, а максимально использовать, обучаясь другими способами — самостоятельно, на курсах, по обучающим CD-дискам или дистанционно.)

 

Устанавливаем критерии ? для чего нужен репетитор

 

Прежде чем приступить непосредственно к выбору репетитора, необходимо определиться с конечной целью. Нет ничего более огорчительного, чем потратить деньги родителей на подготовку в вуз, по окончании которого вы так и не станете специалистом, а скажете: ?Я ошибся с выбором?. Поэтому сначала нужно выбрать специальность. После этого необходимо познакомиться с требованиями на вступительных экзаменах (одного вуза или нескольких).

Несмотря на то, что ответ на вопрос: Для чего тебе репетитор? кажется очевидным, на самом деле это не так. Вот возможные варианты ответов:

 Чтобы заставлял меня учиться.

 Чтобы гарантировать поступление.

 Чтобы закрыть пробелы в знаниях.

В зависимости от вашего ответа станет ясно, какого педагога выбрать. Например, если вам важно, чтобы вас заставляли и мотивировали учиться, а репетитор нацелен, прежде всего, на ликвидацию пробелов в знаниях, не факт, что вас устроит характер занятий. Может получиться так, что вы не встретите ожидаемой от преподавателя жесткости и разочаруетесь в репетиторстве как таковом.

Объективно же основная цель репетитора — это сделать так, чтобы абитуриент с наибольшей возможной степенью вероятности успешно сдал вступительные экзамены и был принят в выбранный вуз. Все остальные цели второстепенны. Исходя из этой цели, а также из требований вступительных экзаменов, уточните, что нужно изучать и какие учебные навыки тренировать на занятиях с репетитором. К сожалению, многие репетиторы склонны давать не то, что нужно студенту, а то, что нравится им самим.

Например, для сдачи письменных экзаменов по иностранному языку совершенно не важны навыки правильного произношения и восприятия на слух. Если же репетитор будет настаивать на их тренировке ? это просто пустая трата денег родителей.

Соответственно, перед началом занятий с репетитором желательно пройти у него пробный экзамен, подобный тому, что вам предстоит на самом деле. (Например, экзамен на факультет журналистики МГУ по английскому языку состоит из трех частей: ответить на вопросы к тексту, задать 5 вопросов к предложению и написать сочинение на иностранном языке из 15 предложений. Сдайте аналогичный экзамен и репетитору.) Вы будете отрабатывать те знания и навыки, которые ведут к успешной сдаче именно такого экзамена, а не учиться предмету вообще. Опытный репетитор, участвующий в работе приемной комиссии, знает эти требования; а репетитору, который их не знает, их надо сообщить (он должен ими интересоваться, если хочет обеспечить эффективность обучения). Репетиторов же, которым нужно расплывчатое — чтобы вы лучше знали предмет, следует избегать: на конкретном экзамене 70% того, чему они учат, окажется бесполезным.

 

Типы репетиторов — звездный, опытный, студент

 

Даже если бюджет у родителей и неограниченный, это не значит, что автоматически надо нанимать самого дорогого и опытного из имеющихся репетиторов.

 

 Звездный репетитор — это такой, который сидит непосредственно в приемной комиссии на вступительных экзаменах. Обучаться у него стоит дороже, чем у остальных, но не всегда эти дополнительные затраты оправданы. Зазнавшаяся звезда запросто может не отвечать на ваши вопросы или не найти с вами контакта.

Многие родители думают, что одно из самых важных требований к репетитору — это обещание гарантированного поступления и возврата денег в случае непоступления. Безусловно, репетитор, находящийся в приемной комиссии в момент сдачи экзамена, обладает какими-то возможностями, но с каждым годом они становятся все более и более ограниченными. И иногда бывает так, что человек, поступив, вылетает после первой же сессии. А если речь идет о частном платном вузе, то в большинстве случаев репетитор для поступления туда вряд ли требуется. К сверхобещаниям нужно относиться осторожно. Стопроцентно гарантировать поступление в вуз независимо от уровня знаний могут только аферисты. Вменяемый репетитор, во-первых, не может чего-либо гарантировать (чем выше степень подобной гибкости преподавателя, тем хуже), а во-вторых, прежде всего поинтересуется изначальным уровнем знаний обучаемого и планируемой продолжительностью и интенсивностью занятий.

В зависимости от того, какого репетитора вы выберете, цена часового занятия с ним может колебаться от 250 до 2000 рублей в час. При этом надо также учитывать, что час бывает академическим (45 минут) и астрономическим (60 минут). Эффективность обучения определяется не ценой, а соотношением цены и качества. Возможны ситуации, что, взяв трех малооплачиваемых репетиторов, один из которых занимается постановкой произношения, второй — грамматикой, а третий — разговорной практикой, в сумме вы получите больше, чем если бы обратились к звезде, которая вела бы на уроках разговоры о жизни и не смогла бы грамотно проработать все необходимые для поступления моменты. Кроме того, вам будет сложно позднее в случае, если вас не устроили результаты обучения, отказаться от услуг звезды — кто знает, как это потом отразится на результатах? Если же с вами занимается репетитор не из вашего будущего института, то в случае неудачного выбора от его услуг можно спокойно отказаться.

 

 Опытный репетитор * это преподаватель, у которого достаточно знаний и который владеет подходом к обучаемому школьнику. Сколько учеников — столько и особенностей. Хороший педагог найдет путь практически к любому человеку. А в случае, если репетитор вам не подходит, лучше не мучиться, а просто поменять его на другого. Это лучше, чем каждый раз идти как на каторгу. Занятия, чтобы быть эффективными, должны приносить удовольствие.

Цена занятия у опытного преподавателя средняя. Плюсы — хорошее качество обучения. Минусы — не всегда опытный преподаватель делает именно то, что нужно в данном случае; часто опыт играет злую шутку — преподаватель знает, как надо? и теряет при этом контакт с обучаемым. Однако многие опытные преподаватели, особенно те, которые по-настоящему любят свое дело, могут привить ребенку страсть к изучаемому предмету, что оказывает неоценимую помощь в процессе учебы.

 

 Студент — наиболее дешевый вариант репетитора. Несмотря на отсутствие педагогического опыта, студент сам недавно сдавал экзамены, и ему легче понять, что чувствует абитуриент, чего тот не понимает, что ему необходимо преподать. Минусы студента — не самые лучшие знания, но это может искупить низкая цена занятия и присущий молодым людям энтузиазм. Впрочем, большая проблема возникнет, если репетитор научит абитуриента неправильно, в силу того что сам делает ошибки и не осознает их. Проверить такого ошибающегося юнца не всегда представляется возможным, поскольку для этого нужно разбираться в теме на уровне требований к вступительным экзаменам или выше, а родители порой не обладают подобной квалификацией.

 

Как найти репетитора

 

Хорошие преподаватели обычно начинают занятия с сентября, а в январе может оказаться, что таких педагогов уже расхватали. Поэтому желательно искать и договариваться заранее, чтобы не пришлось потом выбирать из худших.

Самый надежный источник — это так называемое сарафанное радио. Обычно этот источник не лжет, однако он не лишен субъективности. Если у родственников или знакомых нет на примете хорошего репетитора, познакомьтесь со студентами нужного вам вуза и спросите о репетиторе у них.

Также репетиторов ищут непосредственно в вузе. Поскольку вход сторонним посетителям туда обычно закрыт, проникнуть в вуз можно либо во время дня открытых дверей, либо записавшись на подготовительные курсы. Там вы познакомитесь с преподавателями, наладите с ними контакт, а уже затем они дадут телефон надежного репетитора. Но его дают обычно неохотно, поскольку у такого репетитора уже есть множество желающих с ним заниматься. За хороших преподавателей борются, и им не нужно устраивать пробные бесплатные занятия, промоакции, выезжать на дом.

Самый простой способ — найти преподавателя по объявлению в Интернете или в газете (объявления на столбах расклеивают те, кто не умеет пользоваться более современными методами рекламы). Однако такой способ в наибольшей степени сопряжен с риском испытать на себе преподавательский непрофессионализм (настоящему высококлассному репетитору не приходится усиленно искать себе учеников: они сами просятся, чтобы их взяли). Желательно обзвонить 15-20 кандидатур. Лучшая рекомендация для педагога — факт поступления тех, кто обучался у него ранее. Задайте также уточняющие вопросы об опыте работы, специализации, ценах, месте и времени занятий и т.д. Это позволит сделать выбор.

Желательно отсеивать тех, кто берется учить любому предмету и любого — начиная от детей и заканчивая взрослыми. Если репетитор согласен на что угодно — это признак непрофессионализма и отчаянной нужды в деньгах. ?Всеядные? репетиторы знают много всего, но по верхам, в то время как верность одной теме дает преподавателю возможность изучить ее в тонкостях и нюансах.

А родителям не стоит кичиться своими достоинствами в разговоре с потенциальным репетитором, поскольку тот может просто отказаться от занятий. Ведь для него важна возможность поставить на место того, с кем он занимается. Если же родители начнут бравировать своими регалиями и социальным статусом, репетитор начнет подозревать, что с их ребенком наверняка тяжело справиться не только его родителям, но и учителям.

Агентство по подбору репетитора — это удел самых занятых. Туда обращаются тогда, когда у родителей и у ребенка нет времени и опыта для того, чтобы найти педагога самостоятельно. Эта услуга может обойтись в 250-300$, но качество при этом не гарантировано, поскольку не все агентства дорожат своей репутацией: некоторым гораздо важнее прямо сейчас получить прибыль.

У нас в обществе принято, что чаще подбором репетитора занимаются родители, хотя, безусловно, старшие классы — это возраст, когда человеку уже давно пора учиться брать ответственность на себя. Даже если мама и папа пока не готовы к этому, им необходимо прислушиваться к вашему мнению. В идеале же выбор репетитора — это не дело родителей, а ответственность самого ребенка, потому что на занятиях будет учиться он, а не родители. В то же время у родителей больше жизненный опыт, и они могут замечать то, чего не заметит ребенок, а также принимать важные решения. В любом случае лучше, когда окончательный выбор делается с согласия обеих сторон — и родителей, и абитуриента.

 

Формы и способы занятий

 

Один на один — способ, когда всё время репетитора только ваше. Однако иногда в целях экономии преподаватели организуют группы из 2-5 человек. В этом случае цена может стать немного ниже, но так происходит не всегда. Если количество желающих заниматься у данного репетитора велико, то, скорее всего, занятия в группе будут проходить по той же цене, что и индивидуальные. Иногда наличие мини-группы помогает обучающемуся (можно сравнить себя с другими, видно продвижение, интереснее заниматься), иногда  мешает (другие обучающиеся задают ненужные вам вопросы и тратят время, или с ними некомфортно заниматься).

 Поскольку каждый репетитор — прежде всего человек, то он не лишен своих слабых сторон. Например, некоторые преподаватели словесности практически ничего не объясняют — только заставляют к каждому занятию писать по сочинению и проверяют ошибки. С одной стороны, это хорошо, потому что, даже занимаясь на подготовительных курсах, абитуриент вряд ли напишет столько сочинений. С другой стороны, это плохо, потому что не всегда абитуриентам хватает знаний, и хорошо было бы услышать от репетитора объяснения, задать вопросы. Напротив, другие преподаватели могут уклоняться в изучение словарных слов, правил, но не уделять достаточного внимания написанию сочинений.

 Натаскивание — это один из самых старых, но всё же максимально надежных путей. Если полгода каждое занятие писать по 5 вопросов на английском языке к предложению, то есть надежда, что за это время навык встроится и на экзамене в соответствующем задании всё будет сделано идеально.

 Мини-тренинг — это когда репетитор время от времени создает для обучающихся ситуацию, максимально приближенную к экзамену, например, разбирает вопросы билетов (желательно  реальных билетов с прошлогоднего экзамена). Со временем постоянные тренировки создают чувство уверенности в своих силах, которое пригодится на экзамене.

 Систематизация знаний — это умение извлечь из обучаемого все те знания, которые у него уже есть, но просто находятся в пассиве, и перевести их в активную форму. Увы, не все репетиторы считают это нужным: некоторые зацикливаются на отдельных моментах, упуская что-то важное, а на экзамене может обнаружиться пробел.

Помимо того, что репетитор учит, он еще должен мотивировать ученика, вселять в него уверенность в своих силах. Репетитор в какой-то мере выполняет роль психолога.

 

Возможные претензии

 

 Отвечает ли репетитор на вопросы? К сожалению, методика преподавания у некоторых педагогов вообще не предусматривает возможность обратной связи. В этом случае занятия теряют свою эффективность и становятся аналогом лекции, читаемой для одного человека. Так что иногда есть смысл взять по одному и тому же предмету двух и более разных репетиторов (скажем, если один хорошо проверяет сочинения, а другой — объясняет и отвечает на вопросы). Если же удается найти такого репетитора, который одновременно делает всё, что необходимо для подготовки по его предмету, то это — идеальный вариант, поскольку каждая поездка к репетитору требует не только денег, но и времени — а его мало, даже если до вступительных экзаменов впереди еще целый год.

 Пунктуален ли ваш репетитор? Не злоупотребляет ли он переносом уроков? Увы, об этой черте репетитора обычно удается узнать только после начала занятий. Если это — явление разовое, то ничего страшного. Если же занятия регулярно переносятся, отменяются, репетитор забывает, что он назначил занятие, а студент тратит время, чтобы приехать напрасно — в этом случае можно начинать задумываться о смене репетитора, если только у него нет каких-либо достоинств, ради которых можно простить даже неорганизованность.

 А может быть, ваш репетитор любит поболтать не по делу? Иногда репетиторы за огромные деньги, которые платят им родители, во время занятий могут позволить себе поговорить о том, какие вещи и где они покупают, об отдыхе и на другие отвлеченные темы. Если это — просто маленькая пятиминутная светская беседа перед началом занятий, то ничего страшного. Если же времени на отвлеченные разговоры отводится больше, чем на занятия, то такого репетитора лучше менять.

 Ваш репетитор зануден? Не интересуется результатом обучения? Если для разочарования есть достаточно веские основания, и это — не просто каприз, потому что устал, погода плохая, что-то не хочется никуда ехать, то желательно репетитора вовремя сменить. Однако есть некоторые ограничения — не следует менять репетитора, если он сидит в приемной комиссии, лучше всё-таки потерпеть; не стоит отказываться от репетитора за 2-3 недели до экзаменов, поскольку к новому репетитору необходимо привыкать, да и необязательно он окажется лучше старого.

Разочарование в репетитор обычно возникает после сверхобещаний, когда к экзаменам становится очевидно, что уровень знаний всё-таки существенно ниже необходимого.

Впрочем, к этому же приводит и отсутствие четких критериев — что конкретно вы собирались тренировать и как. Обещания подтянуть в учебе неконкретны, и уже прохождение пробных экзаменов обычно показывает, что в случае отсутствия целенаправленной подготовки именно по вопросам экзамена, а не вообще обо всем на свете, конечный результат обычно заранее предсказуем? Поэтому установите для себя критерии, что именно вы собираетесь тренировать, какой репетитор вам нужен и как его найти.

Инна Иголкина, timesaver