Репетиторство в России существовало во все времена. В классической литературе создана целая галерея частных учителей — от глуповатых наставников фонвизинского Митрофанушки до Родиона Раскольникова и Евгения Базарова, зарабатывающих благородным трудом — частными уроками.
Традицию не смогла сломить даже советская школа, пропагандирующая лозунг ?Все ученики должны быть равны?. На деле же всегда находились отстающие дети, которым занятия в классе впрок не шли, и, наоборот, ребята с опережающим развитием, которые хотели знать больше. Без дополнительных занятий ни тем ни другим было не обойтись. Сейчас институт репетиторства переживает нелегкие времена. Главные враги учителей экономический кризис и ЕГЭ. В подробности Часкор посвятила репетитор по русскому языку кандидат педагогических наук Евгения Мартынова.
В последние 10 лет на услуги репетиров держался стабильный спрос, в их полку постоянно прибывало. Это было связано с особенностями рынка образования.
С середины 90-х в десятки раз увеличилось число людей, желающих получить высшее образование. Рабочие специальности вышли из моды, и все родители желали впихнуть свое чадо, даже если оно больше хотело жениться, чем учиться, в какой-нибудь вуз.
При этом разрыв между институтской и школьной программой был колоссальный. И чем авторитетней вуз, тем этот разрыв больше. Одна из причин заключалась в том, что институты быстро впитывали информацию из западных источников, в то время как школа менялась медленнее. Многие учителя просто не успевали скорректировать свои программы в ключе вновь открывшихся фактов. В результате поступить в вуз без дополнительных платных уроков было просто невозможно.
ЕГЭ был призван эту пропасть ликвидировать, насильственным образом уравняв требования школы и вуза. Необходимость в репетиторах, способных объяснить глубинные закономерности того или иного явления, разложить программу по полочкам, отпала. Стал расти спрос на тех, кто мог быстро и без труда научить решать тесты. На рынок хлынула масса шарлатанов, не имеющих не только педагогического, даже законченного высшего образования. Всё, что они умели, ? с помощью решебников натаскать ученика на тесты. Причем услуги недоучек стоили значительно дешевле репетиторов, большая часть которых имеет научную степень.
И что, репетиторы уходят с рынка?
Я уверена, что нет. Не так давно в прессе появилась информация о том, что 24 вуза смогли отстоять свое право не зачислять абитуриентов только на основании результатов ЕГЭ. Они сохранят контроль над приемной кампанией. Причем это не какие-нибудь захудалые вузы. В МГУ, СПбГУ, Высшую школу экономики, Юридическую академию по-прежнему не поступить без помощи репетитора. На мой взгляд, это наиболее сокрушительный удар, нанесенный системе уравниловки, именуемой ?Единый госэкзамен?.
А как насчет экономического кризиса? Цены на услуги репетиторов поползут вниз?
Репетиторство — это ведь тоже рынок. Если нашим клиентам нечем платить, мы начнем снижать цены. Но незначительно. Понимаете, услуги домашнего учителя должны стоить дорого. Это закон, заложенный самой сутью профессии.
Во-первых, если ты платишь за занятия весомую сумму, ты сам заинтересован извлекать из них максимум. Если ребенок уже взрослый, он это поймет, если маленький ? ему объяснят родители.
Во-вторых, репетитор должен хорошо получать, чтобы выглядеть в глазах ученика успешным человеком. Уже стало притчей во языцех, что дети не уважают нищих, вечно усталых школьных учителей. Оно и понятно. Настоящим наставником может стать только тот человек, глядя на которого появляется желание быть похожим на него. Это настоящий профессионал, который умеет применять свои знания не только в теории, но и на практике. Когда преподаватель экономики рассказывает, какие ошибки в бизнес-схемах допускают предприятия и как их избежать, а сам ходит в костюме 60 года выпуска и ездит в институт на метро ? это абсурд.
Сейчас в Сети появилось огромное количество сайтов, предлагающих помощь в поиске репетитора. Как относиться к таким посредникам?
Репетитора от Бога через посредника не найти. Как и в любой профессии, у наиболее талантливых учителей есть имя, репутация. Ученики передают их контакты из рук в руки, и ни в каких посредниках такие специалисты, конечно, не нуждаются. Строго говоря, основной контингент таких сайтов — все-таки начинающие ребята. Как сейчас модно говорить, no name.
Но стоит понимать, что, нанимая педагога, вы в любом случае покупаете кота в мешке. Никогда нельзя заранее сказать, какой учитель подойдет именно вашему ребенку. Скажем, есть дети, которые занимаются только из-под палки. Они должны бояться голоса педагога, его строгости, требовательности. Иначе ничего не выйдет. А другим страх мешает думать. Учитель, который давит авторитетом и интеллектом, делает ребят немыми. Ребенок боится задать вопрос, боится обратиться с просьбой, и занятия с репетитором перестают отличаться от уроков в переполненном классе.
Более того, я знаю примеры, когда всеми уважаемые репетиторы не могли совладать с маленькими клиентами ? не хватало психологических сил. А вчерашний аспирант щелкал таких ребят как орешки. Самое главное, чтобы репетитор нашел подход к ребенку, а всё остальное приложится.
И всё же как понять, подходит ли репетитор или нет?
Учитель должен уметь слушать, вести диалог, должен логично и доступно излагать сложнейший материал, постоянно пополнять багаж знаний, собирать новую информацию по своей области, осмысливать, перерабатывать ее.
Но лучший способ понять, подходит ли вам репетитор, — сходить на 2-3 занятия и посмотреть на результат. Если вы стали знать больше, значит учитель у вас замечательный.
Дарья Окунева, Частный корреспондент