Поступая в высшее учебное заведение, абитуриенты нередко сталкиваются с проблемой ?несоответствия? требований к их знаниям со стороны ВУЗа и школьной программой.
Причиной этого может стать не только недобросовестность самого школьника при изучении материала или каверзы приемной комиссии института. Часто учителя в школе вынуждены ориентироваться на знания большинства и, если класс отстает в изучении предмета, постоянно повторять пройденный материал и подавать новый минимальными порциями. Поэтому, даже если ваш ребенок никогда не получал меньше 10 баллов по математике, желательно проверить его знания заранее, до независимого тестирования и экзаменов. И, возможно, помочь ему в подготовке. Но и в этом случае, и даже если в табеле вашего школьника регулярно присутствуют низкие оценки, решение о приглашении репетитора стоит принимать только совместно с ним. Ни один учитель не научит того, кто безразличен к знаниям. К тому же, если ребенок сам примет участие в выборе репетитора, это поможет в дальнейшем избежать возможных конфликтов.
Какие же преимущества дают занятия с репетитором по сравнению с дополнительными занятиями в школе или подготовительными курсами ВУЗа? Прежде всего индивидуальный подход. Личный учитель не ориентируется на среднестатистического ученика, он имеет возможность подтянуть слабые места и не тратить время и интерес ученика на повторение давно известного. Родители тоже могут присутствовать на этих уроках и контролировать процесс, высказывать свои пожелания. Кроме того, занятия проводятся чаще всего на дому, ребенку не нужно никуда ехать. Впрочем, существует риск того, что преподаватель и школьник не поладят или репетитор недобросовестно отнесется к своим обязанностям.
При выборе наставника своему чаду вы можете действовать собственными силами или обратиться в специализированное агентство. В первом случае в первую очередь опросите своих знакомых и родственников. Может быть, кто-то приглашал домашнего преподавателя к своему ребенку, или в соседней школе работает очень хороший учитель. В первую очередь, вам стоит проверить документы будущего репетитора, в первую очередь речь идет о дипломе, а также о сертификатах, удостоверениях. Желательно наличие у него педагогического образования и опыта работы в школе. Даже очень хороший специалист может не обладать навыками, необходимыми для доступного объяснения материала ребенку. Также попросите рекомендации. Позвоните родителям предыдущих учеников и поинтересуйтесь их мнением.
Если вы приглашаете учителя из той же школы, где обучают вашего сына или дочь, будьте готовы к недостаточно объективному отношению. Если ребенок отличник — репетитор может недостаточно тщательно проверить его знания, возможно, пропустив при этом досадные пробелы в знаниях. Двоечнику могут объяснять только самые элементарные вещи и хвалить за быстрые успехи. Разочарование может постичь в самый неподходящий момент — на вступительных экзаменах. Поэтому лучше отдать предпочтению учителю другой, сильной школы. Его отношение к способностям школьника будет объективнее, а информация будет более разносторонней. Преподаватель ВУЗа может помочь при поступлении, но его манера обучения отличается от школьной, и ребенку потребуется дополнительное время, чтобы приспособиться.
Первый урок даст вам представления о том, правильно ли вы сделали выбор. Что должен сделать хороший репетитор? Проверить уровень знаний ученика, провести с ним тесты и опросить устно, уточнить, все ли темы, соответствующие школьной программе на этот день, прошли в их классе, оговорить список учебной литературы. Достаточно часто и в дальнейшем, возможно на каждом занятии, он должен проводить небольшие контрольные. Это и позволяет следить за усвоением материала, восполняя пробелы тотчас, и учит не испытывать стресса на тестах или экзаменах.
Плохого репетитора тоже не сложно распознать. Он проводит занятия скучно, в основном читает с листа и заставляет ученика работать самостоятельно, тем самым лишая ученика желания освоить предмет. Не может доходчиво объяснить сложный материал и ответить на все вопросы ребенка. Часто недобросовестный учитель может давать слишком легкие задания и тем самым создавать видимость быстрых успехов. Даже если вы не специалист в этой области, вы закончили среднюю школу и способны оценить сложность задач или упражнений. Не ленитесь их время от времени проверять.
Отсутствие контроля усвоения пройденного говорит о равнодушии наставника. Он просто вычитывает нужный материал, получая за это деньги. Настаивайте на контрольных. Частое повторение материала тоже не желательно — ребенок лениться и не работает самостоятельно. Зачем, ведь завтра повторят тоже самое и он точно запомнит? Но таким образом можно получить слишком мало знаний. Безусловно, нежелательны ?лирические? отступления во время уроков, когда учитель расспрашивает ученика о постороннем (друзьях, родных, хобби) или рассказывает о себе. Такие моменты допустимы на первом занятии, они помогают установить дружеские отношения. Но в дальнейшем вы не обязаны платить за болтовню. И последнее, если репетитор ведет себя неделикатно, конфликтно, оскорбляет ученика, желательно срочно найти ему замену, даже если в остальном он справляется с обязанностями.